ru en

ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга

Нашему образовательному учреждению 5 лет, школа была построена в зоне интенсивной социальной застройки и открыта 1 сентября 2013 года. Контингент формировался спонтанно и стремительно. При проектной мощности в 825 мест в настоящий момент в учреждении 1270 обучающихся и воспитанников: в одном здании функционируют садик и школа. А во второй половине дня – отделение дополнительного образования на 1,5 тысячи мест. В 2016 году ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга (школа №376) вошла в десятку, а 2018 году заняла 4-6 место в Санкт-Петербурге по условиям ведения образовательной деятельности. Разрозненный контингент школы в первые годы работы требовал административных решений: дети пришли в школу из разных образовательных учреждений района, города и области, с разным уровнем подготовки, с разными стартовыми психофизическими возможностями. В сложившейся ситуации мы нашли три ключевых решения: были разработаны и внедрены комплексная модель организации школьного образовательного пространства «Мотив», программа стратовой дифференциации при организации учебного процесса в начальной и основной школах, организация работы многопрофильных классов в средней школе, а позднее индивидуальных учебных планов для всех учащихся 10-11 классов. Комплексная модель организации школьного образовательного пространства «Мотив» представляет собой сочетание технологий организации разных элементов образовательного процесса, объединенных единой идеей мотивации обучающихся. Под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов, то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его учиться. Мы задались целью создать единую комплексную универсальную модель организации обучения на основе системы мотивационных баллов и лотов, которая способствует повышению уровня учебной мотивации школьников. Мы специально подчеркиваем здесь три слова: единая, комплексная и универсальная, - поскольку она учитывает все аспекты, организовывает пространство для всех видов деятельности в школе, и что немаловажно, эта модель универсальна, и может быть реализована в любом образовательном учреждении. Суть программы в том, что «Мотив» – это своего рода конструктор, игротехническое пространство, в котором есть платформа - это система баллов и система лотов, она является одновременно основой и магнитом для деталей, которыми являются урочная деятельность, внеурочная деятельность, работа отделения дополнительного образования детей, проектная и социальная деятельность. В зависимости от возможностей образовательного учреждения, деталей может быть и меньше, но система при этом не распадётся. Эта модель - двигатель образования вперёд. В 2016 году за разработку программы «Мотив» школа стала победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Школа №376 целенаправленно работает с мотивацией обучающихся, расширяя образовательные возможности школьной среды, в первую очередь, для того, чтобы каждый ребенок мог удовлетворить свои познавательные, физические, социокультурные интересы «не выходя из школы». Ведется работа с мотивацией учителей и педагогов, поскольку от них зависит соблюдение интересов учеников и воспитанников. Наша школа стремится заинтересовать, привлечь, помочь и развить имеющееся желание родителей создать единую среду «дом-двор-школа», в которой всем участникам будет одинаково комфортно, а главное, одинаково важно обеспечить всестороннее развитие ребенка и помочь ему определиться с выбором жизненного и профессионального пути. В образовательном пространстве школы множество мест, используя возможности которых все участники образовательного процесса выходят на более продуктивный уровень партнёрства с образовательным учреждением. Программа стратовой дифференциации тоже важна в общеобразовательном учреждении, ведь каждый класс представляет собой группу детей с разными возможностями. Заручившись поддержкой родителей и учащихся, региональные часы учебного плана мы отдали под технологию стратовой дифференциации. Страта - это группа учащихся, объединенная на основе темпа и уровня усвоения материала. Параллель, состоящую из трех или четырех классов, мы разделили на четыре или пять групп соответственно, назвав их базовой, программной и продвинутой. Стратовая дифференциация обучения состоит в следующем: при сохранении основных классов происходит распределение учащихся в рамках одной параллели на несколько (в зависимости от количества классов в параллели) "страт" по каждому из выделенных предметов региональной части учебного плана. При этом каждый предмет стратификации преподается во всех стратовых группах по единой программе, но с различной глубиной и скоростью освоения материала. Из опыта стало понятно, что в зависимости от особенностей учащихся в параллели может быть или две базовые, или две продвинутые группы. Структура страт является исключительно гибкой - по истечении каждой четверти возможен переход ученика из одной страты в другую, в соответствии с его учебными достижениями. Безусловно, прежде чем вступить на эту тропу, были созданы соответствующие локальные акты. Подобная технология привела к стабильно хорошим результатам итоговой аттестации для общеобразовательной школы. Хочу заметить, что наше учреждение не стремится изменить статус, мы с гордостью обучаем в начальной и основной школах всех учащихся с разными возможностями. Школа успешна и привлекательна, если своевременно откликается на запросы времени. Сегодняшнему старшекласснику необходимо создать индивидуальный маршрут, для того чтобы достичь поставленной цели в выборе дальнейшего пути. Базисный учебный план 2004 года не отвечает этим запросам: так, химико-биологический профиль предполагает изучение химии и биологии на профильном уровне, а не всем необходимо изучение этих двух предметов на профильном уровне. Новый ФГОС СОО дает большие возможности школе. Индивидуализация обучения строится на основе широкой возможности выбора при формировании индивидуального учебного плана, который состоит из двух компонентов: обязательные предметы, предметы по выбору учащихся. Уже первый компонент предполагает наличие выбора для ученика, так как дает возможность изучения части предметов на базовом или профильном уровнях (русский язык, литература, математика, история и иностранный язык). Второй компонент – предметы по выбору- предполагает еще большую вариативность. Часть предметов имеет один уровень изучения, но большинство можно изучать на базовом или профильном уровнях. Основную идею (идею собственного выбора учащихся) помогают реализовывать работа над индивидуальным проектом и элективные курсы, часть из которых способствует углублению знаний по основному направлению обучения, а другие служат реализации общеобразовательного характера обучения. Так, в этом учебном году в десятых классах создано 93 учебных плана. По результатам выбора учащиеся трех десятых классов разделены на 53 учебные группы, что, безусловно, усложняет задачу составления расписания. Тем не менее, его удалось сформировать таким образом, что количество «окон» у учащихся оказалось минимальным. Подобная организация образовательного процесса в старших классах заметно добавляет привлекательности учреждению. Школа специализируется на изучении китайского языка как иностранного. На протяжении всех пяти лет своего существования мы проводим планомерную работу по поиску надежных и перспективных партнеров среди наиболее достойных и вызывающих доверие средних образовательных учреждений Китайской народной республики. Целью этой работы является интеграция в международное пространство, создание для учащихся школы дополнительных образовательных перспектив, воспитание достойных представителей своей страны, готовых к участию в межкультурном диалоге; диверсификация совместной деятельности и повышение эффективности работы через применение опыта и технологий зарубежных коллег. Так, в октябре минувшего 2018 года на площадке школы № 376 была организована Российско-китайская творческая встреча и совместный концерт Детского оркестра Шанхайской образцовой школы NANYANG (КНР) при участии учащихся школы № 376 Московского района и учащихся Санкт-Петербургской детской школы искусств им. Д.С. Бортнянского. В течение двух лет ведется электронная переписка учащихся школы № 376 с учащимися Второй средней городской школой г. Наньтун. На сегодняшний день ключевым партнером средней школы № 376 Московского района Санкт-Петербурга является Шестая средняя городская школа Харбина (КНР), с которой заключено Соглашение о сотрудничестве. В рамках этого соглашения организована электронная переписка между учащимися двух школ и обмены с проживанием в семьях, организовано участие в программах партнера Шестой средней городской школы Харбина - Харбинским политехническим университетом. В августе текущего 2019 года на базе Шестой школы Харбина делегация школы № 376 примет участие в программе летнего лагеря в честь 70-летия установления дипломатических отношений между Россией и Китаем «70 лет вместе через дождь и ветер». В настоящее время в стадии разработки и согласования находятся Соглашения с Четвертой образцовой школой г. Сиань, активно сотрудничающей с технопарком г. Сиань района Гаолинь провинции Шэнси, и 14-й образцовой школой г. Ухан столичного региона Пекина, провинции Хэбэй. Трудно переоценить культурный, образовательный и технологический потенциал этих регионов для развития совместных программ. В планах школы не только организация культурных и школьных обменов, дистанционное взаимодействие, но и совместные двухсторонние стажировки преподавателей, направленные на повышение профессионального уровня педагогов в плане совершенствования методической, лингвистической и социокультурной подготовки. Кроме того, учащимся будет предоставлена возможность совершенствовать языковые навыки, используя ценный опыт общения с носителями языка –профессиональными преподавателями китайского языка как иностранного и сверстниками, учащимися средних школ. Программа сотрудничества китайской и русской школ способна стать особой могучей силой, влияющей на умонастроения людей, действующей сильнее и глубже, чем простые уроки иностранного языка, географии или истории. Несмотря на небольшой срок развития в школе уже образовалось ядро педагогического коллектива. Это ядро формируется вокруг директора школы – Дмитриенко Марии Александровны, потомственного учителя, имеющей звание Почётного работника общего образования Российской Федерации, высшую педагогическую категорию, победителя многих профессиональных и общественных конкурсов, таких как: Учитель года, Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга, Женщина года и других. Мария Александровна с 1996 года работает в Московском районе, имеет множество дипломов, грамот и благодарностей. С 2013 года – директор ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга. Коллектив школы разновозрастной и включает двух докторов наук, 5 кандидатов наук, 36 учителей высшей категории, 3 Почётных работника общего образования. Под руководством М.А. Дмитриенко молодое образовательное учреждение ведёт активную инновационную деятельность, в которой имеет крупные достижения: районная экспериментальная площадка в 2014-2017 годах, региональная инновационная площадка с 2018 года, победитель конкурса образовательных учреждений Санкт-Петербурга, внедряющих инновационные образовательные программы в 2016 году, лауреат конкурса «Школа здоровья Санкт-Петербурга» в 2017 году, диплом 3 степени в конкурсе «Лучшие кадровые технологии Санкт-Петербурга» в 2018 году.

Видео